Баптисты и религиозная свобода.

В период колонизации Америки и образования нового государства – США, баптисты пострадали не меньше, чем в других странах. На новые земли иммигрировали из Англии представители протестантских течений, такие как пресвитериане, англикане, конгрегационалисты. Бежав из своей страны от преследований и ища свободу для исповедования своих убеждений на новой земле, они, образовав свои колонии и обретя власть, отказали в свободе религии инакомыслящим и применяли к ним прежние методы жестокого преследования. Особенно отрицательно они относились к баптистам.

Властями колонии Массачусетского залива, в которой учреждена была официальной Конгрегационная Церковь, был выселен баптист Роджер Уильямс. Ссылка была крайне серьёзным наказанием. Это значило жить среди индейцев. Но Роджер Уильямс был хорошо принят ими и, долгое время живя в их среде, послужил большим благословением для колонии, которая его выслала. Он спас колонию от истребления племенем индейцев, отговорив их от нападения. Таким образом он воздал добром за зло.

И всё же баптистам Роджеру Уильямсу и проповеднику Джону Кларку, хотя и с трудом, удалось создать свою колонию и свободно исповедовать свои убеждения на своей территории. Каждая колония имела свою государственную церковь, закреплённую конституцией, но когда же баптистская колония Род Айланд написала свою конституцию, это привлекло внимание всего мира. В ней находилось первое в мире провозглашение свободы религии.

Есть ещё один интереснейший факт. В Конгрессе США разбирался вопрос: должны ли США иметь одну государственную церковь или несколько государственных церквей или свободу религии? Предлагались разные законопроекты: один рекомендовал утвердить государственной англиканскую церковь, другой – конгрегационную, третий – пресвитерианскую. Баптисты, хотя и не были членами Конгресса, настойчиво добивались полной религиозной свободы. Джеймс Мэдисон (позже ставший президентом) был их главным сторонником. Патриком Хенри, блестящим адвокатом и оратором, было сделано компромиссное предложение взамен всех других: «чтобы четыре церкви вместо одной были государственными», – англиканская, конгрегационная, пресвитерианская и баптистская. Это устроило всех, но не баптистов. Баптисты продолжали бороться против всех этих предложений, заявляя, что всякое сочетание церкви и государства противоположно их фундаментальным принципам. Хенри упрашивал их, говоря, что он пытается помочь им, что они не смогут существовать без этого, но они продолжали протестовать. Проект был поставлен на голосование и принят почти единогласно. Но голосование по правилу должно было проводиться три раза. Баптисты, под руководством Мэдисона, продолжали бороться. Приступили ко второму голосованию. Под влиянием блестящего красноречия Хенри, проект опять был принят почти единогласно. Но тут, по-видимому, Сам Бог вмешался в это дело. В промежутке времени Хенри был назначен губернатором Вирджинии и поспешно оставил Конгресс. Когда третье голосование было объявлено, без неотразимого красноречия Хенри, его проект был отвержен. Таким образом баптисты против их желания и вопреки их протесту, чуть не стали государственной церковью.

Вскоре после этого в США было провозглашено отделение церкви от государства и это принесло настоящую религиозную свободу. Истинной религиозной свободы не может быть в той стране, где правительство поддерживает какое-то одно религиозное вероисповедание. Баптисты, понимая это, продолжают утверждать  и исповедовать принцип отделения церкви от государства

Ещё один интересный факт из истории показывает это. Однажды король Нидерландов серьёзно решал вопрос об утверждении государственной религии. Он назначил комиссию для исследования притязаний всех существующих церквей или вероисповеданий на сохранение образца новозаветной церкви. Эта комиссия в своём докладе сообщила, что баптисты являются наилучшими представителями учений Нового Завета. Тогда король предложил баптистам стать государственной церковью его королевства. Любезно выразив ему благодарность, баптисты отклонили его предложение, заявив, что это против их фундаментальных убеждений и принципов.