Предшественники баптистов.

И всё же есть некоторые основания считать, что баптисты существовали и до Реформации. Одно из самых старейших вероисповеданий в истории христианства – «анабаптисты».

«Они (анабаптисты) утверждали, что Библия является конечным и непогрешимым правилом веры и жизни… Они полагали, что чистая Церковь должна быть свободной ассоциацией, возрождённой, а не государственной Церковью, ведь в государственную Церковь уже могут проникать неспа-сённые люди. Они также практиковали крещение верующих – сначала обливанием, а позже погружением. Осуждение креще-ния детей, как несоответствующего Писанию, и требование перекрещиваться дали им название анабаптистов (перекрещенцев).  Многие из них настаивали на полном отделении Церкви от государства и не хотели иметь ничего общего с государственными Церквами… Некоторые из них склонялись к пацифизму и возражали против клятв в суде…»

Именно перечисленные выше особенности анабаптистов являются отличительными особенностями и современного баптизма. Существуют свидетельства того, что анабаптисты ведут свою историю от апостольских времён:

Эдинбургская энциклопедия (пресвитерианская) утверждает:

«Должно быть, наши читатели уже слышали о том, что баптисты — это та же самая группа христиан, как и та, которая ранее была описана как анабаптисты. В самом деле, это, кажется, стало их основным принципом со времен Тертуллиана*».

*  Тертуллиан (ок. 160-230 гг. по Р.Х.) – христианский апологет, родился на 50 лет позднее смерти Апостола Иоанна.

Кардинал Гостий (1504-1579) был католическим прелатом, посвятившим свою жизнь исследованию и подавлению некатолических групп. Папа Павел IV назначил его одним из папских председателей знаменитого Трентского собора. Гостий усердно исполнял дело контрреформации.    Если  уж  кто  и  знал  в  послереформаторский  период историю некатолических групп, так это Гостий. Кардинал Гостий говорит:

«Если бы баптисты не подвергались мучительным пыткам и кровавым расправам в течение прошедших двенадцати столетий, то они бы «кишели» в большем количестве, чем все реформаторы».

Интересно, что этот католический ученый говорит не только о различных гонениях, которым подвергались баптисты, но и ясно отличает их от реформаторов, и датирует их бытность за 1200 лет до протестантской Реформации.

Баптисты никогда не отделялись от римско-католической Церкви, так как никогда не были в ней. Великий научный гений всех времен сэр Исаак Ньютон (1643-1727) говорил:

«Баптисты – это единственное общество известных христиан, которые никогда не отождествлялись с Римом».

Лютеранский богослов, профессор Иоганн Мосхайм (1694-1755) подтверждает:

«До появления Лютера и Кальвина почти во всех странах Европы тайно действовали люди, которые твердо придерживались принципов современных баптистов».

Баптисты не пытаются проследить свое историческое прошлое до времен апостолов. Баптисты всегда были гонимы и потому не могли сами писать свою историю. Они только утверждают, что во все периоды истории церкви были группы, которые придерживались тех же доктрин, каких сегодня придерживаются баптисты. И, как мы видим, многие источники подтверждают это. Эти группы могли быть или не быть связаны между собою, и были известны под различными именами. Например, были монтанисты (2 век н.э.), новатийцы (3 век н.э.), донатисты (4 век н.э.), павликиане (7 век н.э.), альбигойцы (11 век н.э.), вальденсы (12 век н.э.) и другие.