Влияние баптистов на Реформацию

Все эти факты говорят о том, что баптисты имеют глубокие исторические корни и возникли не на пустом месте, но имели предшественников в истории. Более того, можно утверждать, что именно баптисты заложили основу для последующей Реформации. Ундергилл, английский историк, по этому вопросу свидетельствует так:

«Вероучение (баптистов) послужило первоначальным толчком в пользу великого реформаторского движения».

А немецкий богослов Кнапп по этому же вопросу говорит так:

«Они (баптисты) являются хранителями неповрежденного христианства. Без вальденцев, виклефитов и гуситов Великая Реформация не состоялась бы».

Эти краткие свидетельства достаточно ясно доказывают, что главное основание, на котором стояли Лютер, Меланхтон, Кальвин и Цвингли, было положено народом, который как тогда, так и ныне, не пользуется ни официальным признанием, ни симпатией окружающего его народа. Историки Реформатской церкви в Нидерландах свидетельствуют по этому вопросу так:

«Прежде чем имя Лютера, как реформатора, сделалось известным, баптисты усердно трудились над подготовкой почвы для Великой Реформации, убеждая и располагая своих соотечественников отрешиться от Римской церкви».

К сожалению, протестантские церкви, возникшие после Реформации, не до конца избавились от заблуждений католической церкви, из которой они вышли. Многое они переняли от материнской церкви и продолжали практиковать, например:  крещение младенцев, учение о возрождающем крещении или спасении с помощью крещения, а также исповедовали принцип государственной церкви. Стремление церкви быть государственной неизменно производило нетерпимость к инакомыслящим и жестокие гонения. Поначалу анабаптисты были вдохновлены начинающейся Реформацией и оказывали поддержку реформаторам, но потом выяснилось, что сами реформаторы так же, как и католические иерархи, ненавидят их.  Сами лютеранские и реформатские руководители говорили:

«Все анабаптисты и перекрещенцы, мужчины или женщины, подлежат суду и казни огнем, мечом и другими средствами, как и надлежит поступать с такими лицами, без предварительного следствия перед духовными судьями».