Предпосылки пробуждения.

В России баптисты имеют уникальную и самобытную историю, хотя и появились не без влияния извне. К 1927 году число баптистов в России насчитывало более полумиллиона. Баптисты продержа-лись здесь даже во время суровых репрессий сталинского режима.

Как и в других странах, российские баптисты имеют своих предшественников в истории Руси. Первые евангельские верующие появились в XIV веке в Пскове и Новгороде. Но так как это движение быстро распространялось и могло стать русской Реформацией, то усилиями государства и господствующей церкви к 1430 году это движение было полностью подавлено.

Зарождение современных российских баптистов произошло по причине большого богоискательства в народе. Толчком к возникновению баптистского движения послужила крестьянская реформа 1861 года, проведенная царём Александром II. После отмены крепостного права у мыслящей части населения России резко усилилась тяга к духовным исканиям.

Епископ Алексей Дородницын писал:

«Сдерживаемый крепостным правом в своих духовных правах, народ, почуяв свободу, с жадностью ищет удовлетворения прежде всего своих интересов. Он осознал себя как личность, почувствовал прелесть духовной жизни… Это был поворотный пункт в области духа».

Всплеск богоискательства не нашёл понимания у большей части православного духовенства. Их реакция была враждебной. Известный общественный деятель Анатолий Кони заметил:

«Страстное искание народом духовного обновления после того, как он познал в 1861 году обновление гражданское, встретило на пути религиозной восторженности равнодушие и неразвитость своих пастырей».

Крестьянская реформа, духовный кризис господствующей церкви и перевод Библии на русский язык пробудили интерес к первоисточнику христианской веры среди всех слоёв русского народа. Обрядовый уклад церковной жизни не удовлетворял ищущих. Они стремились служить Богу в духе и истине, устраивая жизнь по примеру древней первоапостольской церкви. Повсеместно стали образовываться кружки и группы по изучению Библии. Появлялись разные группы верующих, которые стремились исповедовать веру так, как читали в Библии, а не как учили священники.

Никогда в России не было благоприятных условий для развития баптистов, но они развивались. Их история своеобразна и самобытна. Не было единого места возникновения и единого начала. Такие движения появились одновременно в трёх местах.